В своем выступлении Министр отметил, что проведение Года молодежи в России связано с повышенным вниманием к этой теме со стороны Правительства Российской Федерации.

В свою очередь Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ готово рассмотреть любые предложения, связанные с организацией разного рода мероприятий в рамках Года молодежи.

По словам Виталия Мутко, «молодежная политика должна найти достойное место в наших стратегических документах», в частности, в стратегии развития России до 2020 года.

Министр также заявил о необходимости формирования четкой структуры управления молодежной отраслью в стране, а также принятия ряда законодательных актов в этой сфере.

Проведение Года молодежи в России не рассматривается как праздник, после которого все вернется на свои места, и молодежь по-прежнему будет ощущать недостаток внимания со стороны общества и государства. В течение этого периода планируется создать основу, сформировать предмет отрасли, нормативную правовую и ресурсную базу, инфраструктуру и систему работы на предстоящие годы, дать старт программам на длительную перспективу.

Правительство Российской Федерации поручило Министерству спорта, туризма и молодежной политики сформировать организационный комитет и план по проведению Года молодежи. В настоящее время готовится соответствующий проект распоряжения Правительства РФ.

Уже определены основные направления деятельности Министерства, среди которых:

Определение места молодежи в стратегических государственных документах.

Министерство предложило включить «Молодежную политику» самостоятельным блоком в проект Концепции долгосрочного развития РФ до 2020 года.

Как известно, в первоначальных проектах Концепции молодежная политика не была выделена отдельным блоком и была включена в параграф 3.7. «Развитие социальных институтов и социальная политика» между инвалидами и пенсионерами. Благодаря принципиальной позиции Министерства и Агентства удалось включить самостоятельный подраздел, где определено, что целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной и эффективной самореализации молодежи.

Молодежную политику следует рассматривать как отдельное самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее не социальное попечение, а создание условий для формирования стратегического ресурса, обеспечивающего непрерывное пополнение человеческого капитала.

Отдельное место отрасль должна занять и в Основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2012 года. Это – не формализм, от положений этих документов будет зависеть позиционирование отрасли и отношение к ней и федеральных ведомств и госорганов субъектов РФ.

Внесение необходимых изменений в российское законодательство.

За последние 15-20 лет много говорилось о необходимости принятия базового федерального закона о молодежи. Министерство поддерживает данное предложение.

В настоящее время Комитет Госдумы по делам молодежи совместно с Минспорттуризмом России, заинтересованными ведомствами, общественными молодежными объединениями проводит работу по разработке проекта федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» с учетом замечаний федеральных органов исполнительной власти и Правительства Российской Федерации, данных на предыдущие законопроекты.

Одобрен на заседании Правительства РФ и принят в первом чтении проект федерального закона, о внесении изменений в ст. 17 Федерального Закона № 120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части установления правового статуса учреждений и служб для молодежи.

В настоящее время совместно с Минобрнауки России разработаны проекты федеральных законов о внесении изменений в законодательство в части установления правового статуса студенческих отрядов и органов студенческого самоуправления.

Подготовлены поправки в федеральный закон № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

Это далеко не полный перечень законодательных актов, принятие которых необходимо для эффективной работы отрасли.

Серьезный вопрос, который требует решения – разграничение полномочий между органами управления различных уровней при реализации молодежной политики с учетом положений 131-ФЗ и 184-ФЗ.

Следует отметить, что разграничение полномочий по принципу «территориальности» не способно в полной мере обеспечить эффективность реализуемых в области молодежной политики мер.

Укрепление материальной и ресурсной базы отрасли.

В проект бюджета на предстоящие годы уже включена с серьезной суммой отдельная строка «Международные молодежные обмены», увеличена сумма на строку «Работа с молодежью». Эти средства пойдут, прежде всего, на реализацию Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной в декабре 2006 года Правительством РФ. Они будут по конкурсу направлены на проекты в регионы России.

В настоящее время Министерство приступило к разработке ВЦП «Молодежь – опора инновационного развития страны» на 2010-2012 годы. На повестке разработка еще ряда ВЦП, в том числе по молодежному предпринимательству. Планируется усилить молодежную составляющую в уже существующих ФЦП и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ». Необходимо восстановить и модернизировать инфраструктуру молодежной политики, что предполагает:

развитие сети учреждений органов по делам молодежи субъектов РФ (многофункциональные молодежные центры, спортивные секции, дома молодежи, центры досуга);

 

обновление и модернизацию материально-технической базы учреждений по работе с молодежью;

 

расширение сети учреждений по работе с молодежью по месту жительства, возможно введение нормативов по выделению площадей и финансированию ставок для работы с молодежью в «спальных районах» и районах массовой застройки; адресная поддержка молодежных общественных объединений, участвующих в реализации государственной молодежной политики.

 

Определение единых стандартов в реализации молодежной политики в регионах России.

Безусловно, основной фронт работы с молодежью находится в регионах.

Необходимо, прежде всего:

- задать единые стандарты в реализации молодежной политики на территории всей России;

- а также сформулировать критерии оценки эффективности молодежной политики в субъектах РФ.

Министерством разработаны критерии для оценки, среди которых уровень занятости, образования, здоровья, участия молодежи в бизнесе, оценка миграции молодых из региона, смертности, преступности, положения молодых семей, рождаемости, общественной активности, отношение к талантливой молодежи и оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Все эти показатели важны в динамике. И на фоне этого работа органов власти субъекта в этой сфере.

Этим документом устанавливаются единые подходы к оценке молодежной политики, формируется система измерения эффективности, которая обеспечит возможность осуществления оперативного анализа и прогнозирования положения молодёжи, выявления актуальных задач на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

У Министерства нет задачи объединить органы спорта и молодежи на местах. Если кривая преступности идет вниз, молодежи есть где работать, заниматься спортом, решаются вопросы жилья, значит управление молодежной отраслью в порядке. А какая структура – решать губернатору.

В планах уже со следующего года возобновить подготовку ежегодных Докладов о положении молодежи в Российской Федерации. Если данные об эффективности, будут собираться через органы по делам молодежи, официально как статистика, то данные для доклада будут собираться социологическими методами через саму молодежь, чтобы картина отрасли была полная по стране и по каждому региону, как паспорт региона.

Улучшение системы подготовки кадров для сферы молодежной политики.

Следует признать, что состояние и квалификация кадров, работающих с молодежью, не вполне соответствуют требованиям времени.

Необходимо сформировать систему довузовского, вузовского, послевузовского уровней подготовки специалистов, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на основе новых принципов и программ кадрового обеспечения.

Расширение взаимодействия с молодежными и детскими общественными объединениями.

Приоритетным направлением государственной молодежной политики на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном) является развитие социальной активности молодежи, гражданского самосознания через ее участие в деятельности молодежных и детских общественных объединений, молодежных парламентов, правительств, иных консультативно-совещательных структур, созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня.

Любая форма общественной активности молодежи (в рамках закона) заслуживает поддержки. Министерство и Агентство в своей деятельности будут поддерживать инициативы общественных объединений и опираться на них при реализации молодежной политики.

Развитие международного молодежного сотрудничества.

В числе приоритетов государственной молодежной политики в России остаётся международное молодежное сотрудничество. Развитие народной, молодежной дипломатии особенно важно в нынешней ситуации. Сегодня наблюдается общая тенденция роста международных молодежных контактов и проектов с каждым годом.

Растет стремление молодежных организаций и структур, работающих с молодежью, к расширению сотрудничества в рамках: ШОС, СНГ, Совета Европы, Балтийского и Баренцева-Евроарктического регионов.

В настоящее время можно также говорить об успешном развитии двусторонних программ сотрудничества в сфере молодежной политике. Действуют межправительственные соглашения с Германией, Белоруссией, Италией, Францией, Польшей, Арменией, Грузией и Японией.

Активизируется сотрудничество с Республикой Корея, Корейской Народно-демократической Республикой, Китаем и Литвой.

 

Стимулирование и развитие института волонтерства.

Как показывает практика, молодежь с удовольствием включается в добровольческий (волонтерский) труд и для нас он важен как для развития общественной активности молодежи, так и для подготовки большого сводного отряда молодежи для Олимпийских игр в Сочи.

В 2009 году мы планируем дать старт «Олимпийскому волонтерскому корпусу».

Волонтерами на Олимпиаде, хоть их и 25 000, не должны быть случайные люди. С одной стороны, они должны иметь опыт работы волонтерами на различных мероприятиях, с другой стороны, участие в Олимпиаде в качестве волонтера – это поощрение, и получить его должны те, кто поработал в качестве добровольца в детских домах и интернатах, в молодежных организациях.

Министерству вместе с Оргкомитетом «Сочи-2014», с общественными объединениями предстоит провести работу, отобрав самых лучших, и сама эта работа станет стимулом для развития волонтерского движения в стране.

В течение 5 лет молодежь во всех субъектах РФ будет участвовать в качестве волонтеров в различных акциях и мероприятиях, получать опыт и зачетные баллы, а 25 000 самых опытных молодых людей, которых определит каждый субъект РФ, поедут на Олимпиаду в Сочи в 2014 году в качестве волонтеров. Генеральной репетицией будет универсиада в 2013 году в Казани.

sammol ru