Почти год назад в Казани произошла транспортная революция.

С городских дорог исчезли суетливые «газельки» и тарахтящие «пазики». Их сменили большие красные автобусы. Сразу же повысилась цена проезда: с 10 до 15 рублей. С 1 июня отменили бумажные проездные, а вместо них ввели льготные пластиковые карты. Студенты же (вкупе со школьниками) прав на проезд со скидкой лишились (за исключением детей-сирот, инвалидов, из многодетных семей). Остались лишь студенческие проездные на трамвай-троллейбус. Их стоимость – 460 рублей, то есть половина стипендии.

Проездные нужны. Нужны ли студентам проездные? Нужны, отвечают они. Студенты обязаны ездить на учебу. То есть регулярно пользоваться общественным транспортом. И если в день у студента на проезд уходит минимум 30 рублей, то в месяц это уже 800. Тогда как базовый размер стипендии - 1100 рублей. Покупать проездной на трамвай-троллейбус невыгодно: студенты вечно спешат. А ждать нужного троллейбуса или того момента, когда неторопливый трамвай наконец дотащится до родного вуза, не всегда хватает времени и терпения. Тем более что не до всех уголков города можно добраться на электротранспорте.

Образ вечно голодного студента сложился давно. Возник он неслучайно и актуален до сих пор. Однако если раньше на стипендию можно было хоть как-то прожить, теперь это нереально. Но почему-то именно сейчас отменяют студенческие проездные, позволявшие сэкономить на дороге к месту получения знаний и обратно. Иногородние студенты, проживающие в общежитии, с нетерпением ждут заветную тысячу рублей: родительский карман не бездонный. А большинство уже с первого курса вынуждены работать. Как можно сетовать на качество получаемого ими образования?

Устали напоминать. Чтобы узнать, проявляют ли активность в этом вопросе сами студенты, мы встретились с президентом Молодежной общественной организации «Лига студентов Республики Татарстан» Маратом Бухараевым.

По его словам, Лига студентов по поводу введения студенческих проездных обращалась в мэрию. А 1 мая активисты даже выходили с плакатами. Но власти ссылаются на нехватку денежных средств и советуют студентам ездить на троллейбусах и трамваях.

Такой же ответ можно получить в министерстве по транспорту и связи. Дословно: «Убытки от проездных не компенсируются. А в Казани студентов 200 тысяч и 260 тысяч по Татарстану».

- Наша организация периодически будет поднимать вопрос студенческих проездных билетов. Но со стороны органов власти встречного движения нет, - заметил Марат Бухараев.

Студентам тяжело. А вот мнение председателя совета проректоров по воспитательной работе вузов Казани Ларисы Сулим:

- Лига студентов раз в два года проводит конгрессы, в которых участвуют первые лица нашей республики. В рамках секции «Социальная политика республики» этот вопрос поднимался неоднократно. В последний раз его инициировала вице-президент Лиги студентов, победитель конкурса «Политзавод» Алина Глухова. Год назад она, а также студенты других вузов говорили о введении в Казани единого проездного билета на все виды общественного транспорта. Этот вопрос остается открытым.

- Может быть, студенты не нуждаются в льготах?

- Нет, сейчас студентам особенно тяжело: выросла плата за обучение, подорожала жизнь в целом. Им приходится сочетать учебу, работу и общественную деятельность. Ребята-активисты утром ездят на учебу, вечером на репетицию. Я всегда двумя руками за соцпомощь студентам! В нашем вузе существует поддержка талантливой молодежи через льготное или даже бесплатное обучение, есть система стипендий. Мы готовы поддержать инициативу по введению проездных билетов.

П. Кострицкая, аспирантка КГУ

Грезы вторые.

Чем мы хуже соотечественников?

«Все! Начинаю экономить!» - эта фраза, конечно, знакома каждому студенту.

Мы стараемся экономить на еде, одежде, развлечениях и многом другом.

Транспорт-разоритель. Единственное, перед чем мы бессильны, это транспортные расходы. Давайте посчитаем: если в месяце 26 учебных дней, а в день мы ездим в вуз и обратно, то это 30 рублей ежедневно. Но все ведем активный образ жизни: ходим в спортсекции, изостудии, клубы, кино, театры, библиотеки. Значит, кладем еще 30 рублей. Итого в день на транспорт уходит минимум 60 рублей. Умножим 26 дней на 60 рублей, получим 1560 рублей. И это без учета выходных, во время которых мы, конечно, не сидим в четырех стенах! Итого в среднем каждый месяц на транспорт у студента уходит более полуторы тысяч рублей. Сколько родители выделяют? Судя по опросам, в среднем 5000 рублей. Но далеко не все семьи могут давать любимым чадам такую сумму. Многим ребятам из семей бюджетников с трудом наскребают 3000 рублей. Половина этих денег уходит на транспорт.

Все остальное. В университетских столовых мы тратим минимум 60 рублей, покупая салатик или второе блюдо плюс чай и выпечку. Это еще 1560 рублей. С учетом родительских 5 тысяч у студента на все про все остается 1880 рублей. Из них мы должны выделить себе на развлечения, посещение интернет-салона, пополнение счета на телефоне и т.д. А если захотим обновить гардероб? Сами понимаете, что приличную вещь за менее 1000 рублей не найти.

Как у других. Вот если бы в городе были студенческие проездные, жить бы нам стало легче! К примеру, в Москве студенческие проездные в маршрутках стоят 180 рублей. В Екатеринбурге стоимость проездных на один вид транспорта 270 рублей. А в Санкт-Петербурге существуют единые студенческие проездные на все виды транспорта за 850 руб. Чем мы хуже соотечественников?

Почему? Для начала я решила узнать у кондукторов: почему у них нет студенческих проездных? Большинство отвечали, мол, наше дело продавать билеты. Другие сочувствуют студентам, но ничем помочь не могут. По телефону «горячей линии» комитета по транспорту и связи я услышала простой короткий ответ: «Студенческих проездных нет, так как маршрутные автобусы принадлежат частным предпринимателям». Но разве в городах, которые пошли навстречу студентам, транспорт муниципальный?..

Председатель комитета по транспорту и связи исполкома Казани Айдар Абдулхаков:

- В Казани реализуются проездные билеты на время учебного года для студентов и школьников на городской электрический пассажирский транспорт, обеспечивая льготный проезд на троллейбусе, трамвае и метро.

Малообеспеченные дети (из многодетных семей, дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) имеют право пользоваться льготной транспортной картой стоимостью 150 рублей. Она дает право неограниченного количества поездок на всех видах городского пассажирского транспорта.

Возможность студенческого проездного билета будет рассмотрена при введении электронных проездных билетов на городском пассажирском транспорте при условии наличия бюджетных компенсаций убытков перевозчиков, связанных с перевозкой льготной категории граждан.

В настоящее время в связи с отсутствием бюджетной компенсации убытков транспортные предприятия-перевозчики не имеют финансовых возможностей предоставлять студентам и ученикам проездные билеты за счет собственных средств.

P.S. Три недели назад два этих читательских письма мы посылали для комментария и в Министерство транспорта и связи РТ. Увы, ответа так и не дождались…

16 10 08 kazved ru