В России набирает силу движение гринбомберов. Green-bomber – это не только популярный коктейль из пива и вермута. Его название облюбовали активисты неформального движения, которое борется с нарушителями правил парковки с помощью баллончиков с краской. Опасайтесь: яркие надписи «Я паркуюсь на газоне» или «green-bombers» могут появиться на борту любой машины-нарушителя.

Гринбомберы опубликовали в интернете свой манифест: «Это не хулиганство, а социальная акция. Мы - гринбомберы, группа людей, которых наша российская действительность заколебала и которые эту действительность намерены в меру наших сил исправить. Проблем в России много, поэтому начать решили с малого – с нехорошей традиции парковать машины на газонах. В результате газоны моментально превращаются в изрытые колеями пустоши и любой, сколь угодно цивилизованный город начинает выглядеть как забытая богом деревня в период распутицы. А земля растаскивается колесами по дорогам и тротуарам и является одной из причин, по которой наши города покрыты сплошным слоем липкой, омерзительной грязи…»

Затем бомберы поминали недобрым словом бездействующую в Москве экологическую милицию и объявляли, что будут действовать сами. «Мы раскрашиваем машины тех… которые паркуются на газонах. Цель - четко донести месседж и наказать автовладельца рублем».

По словам бомберов, они раскрасили около 40 машин в столице, а теперь ищут единомышленников в других городах-миллионерах – в первую очередь в Петербурге.
Корреспондент тут же высказал желание записаться в гринбомберы, и московские активисты довольно скоро ответили по e-mail, что в Петербурге постоянного штаба, к сожалению, нет, но он, возможно, будет. Вообще, бомберы не тусуются вместе, не проводят общих собраний, а сами находят единомышленников и приглашают их на закрытый форум. Вот и все.

«А что обсуждается на форуме?» - спросила я. «Да все, что имеет отношение к теме. Места, где замечено больше всего нарушителей. Причем уточняем, есть там видеокамеры, или нет. А еще – как общаться с милицией. Или – не дай бог – с хозяевами машины. Но тут просто: надо помнить, что большинство прохожих или жителей дома – за тебя. Они заступятся, если что».

В Рунете готовящиеся акции вызвали горячие дискуссии. В основном народ возмущался, что «борцы», решив бороться за соблюдение правил парковки, обрушили свой гнев на самую небогатую часть населения: на ту прослойку виновников, которая ничем не может за себя постоять, – т.е. на автовладельцев. А надо бы обрушить гнев на чиновников, утверждающих планы жилых домов и бизнес-центров без стоянок и разрешающих возводить небоскребы без паркингов. Или - на муниципальные власти, которые, благоустраивая дворы, не берут в расчет, что количество машин растет в геометрической прогрессии.

Другая половина автомобилистов считает, что никаких гринбомберов попросту нет. То есть нет как организованного и масштабного сообщества. Гринбомберов, успокаивают они себя, максимум один-два человека, которые просто решили попиарить себя в интернете. Искушенный в таких делах лидер движения «Черный флаг» Роман Лутошкин пояснил: поднимая волну, интернетные активисты действительно могут преследовать самые разные цели. От самоутверждения до заработка. Можно вспомнить его собственную акцию «слоны и макаки», которая проводилась год назад. Тогда водителей пытались поделить на хороших слонов и плохих макак: лепить на машины соответствующие наклейки. Нашлепки раскупили в первый же день.

- Движение «слоны и макаки» создавалось исключительно с целью заработать. Я тогда понимал, что очень много автомобилистов не могут отреагировать на чужое дорожное хамство. В интернете все смелые, а на дороге, когда их прижимают, писают в штаны. Предполагалось, что все, кому захочется поквитаться за обиду, станут покупать наклейки «макак» и вешать их на машины обидчиков. Или хотя бы публиковать в сети фотографии «плохих» машин. Такими настроениями нельзя было не воспользоваться.

- Но эти наклейки, в отличие от краски, легко смывались?

- Конечно.

Кроме гринбомберского существует много других способов бороться с парковками на газонах. Если на машине, припаркованной на тротуаре, нет номеров, можно призвать депутатов муниципального совета, и они могут начать операцию по увозу автомобиля на свалку (такие случаи в Петербурге были). Более гуманный способ борьбы – уговорить тех же муниципалов поставить ограду в скверике или просто высокий бордюр.

Когда свидетелем парковки выступает участковый или патрульный милиционер (но не гаишник) – водителя можно и оштрафовать. То есть сначала его обяжут прийти на заседание комиссии по разбору административных правонарушений, а уже там выпишут штраф. Как сообщила пресс-секретарь администрации Центрального района Людмила Щукина, в августе в Центральном районе было выписано 69 штрафов за парковку на газонах и пешеходных дорожках. Средняя сумма штрафа – 1000 рублей.

Нина Астафьева

Покрытие ущерба

Оплатят ли страховые компании покраску автомобиля, испачканного гринбомберами?

«Если автомобиль застрахован по КАСКО и его корпус оказался поврежден, в том числе и несмываемой краской, страховая компания без проблем выплатит страховое возмещение. Надо только доказать, что все произошло из-за противоправных действий третьих лиц, то есть получить справку из милиции, - комментирует Татьяна Чернова, пиар-директор ОСАО «Регион».

Так что основная задача у будущих жертв гринбомберов – доказать, что это не они сами написали на борту «я паркуюсь как дурак»

Помимо прочих аргументов, которые приводят в оправдание авторы надписей на автомобилях, они ссылаются на пример стран Западной Европы и США, где даже в самых неухоженных городах на улицах нет той "липкой, омерзительной грязи", которой покрыты дороги в Москве, особенно весной и осенью. По их мнению, такое состояние дорог в столице - последствие растаскивания земли колесами машин по тротуарам. "Если парковаться на газонах, они моментально превращаются в изрытые колеями пустоши, и любой, сколь угодно цивилизованный город начинает выглядеть как забытая богом деревня в период весенне-осенней распутицы", - пишут «гринбомберы».

Проделки гринбомберов

"Гринбомберы" сообщают, что уже оставили соответствующие надписи на 40 машинах в Москве, но с пополнением их рядов добровольцами из Питера и Самары, а также увеличением количества столичных активистов движения стоит ожидать их очередных действий.

Противники нового течения считают, что такие действия заслуживают строжайшего наказания, вплоть до лишения свободы за порчу чужого имущества. По их мнению, чтобы решить проблему паркующихся на газонах машин, надо, в первую очередь, обеспечить водителям комфортные условия для парковки, как это сделано в той же Европе, которую ставят в пример «гринбомберы». Автолюбители отмечают, что в любом, даже маленьком, европейском городке есть многоэтажные парковки, о которых в Москве можно только мечтать.

Отметим, что оставлять машину на газонах запрещает закон. В соответствии с законом «О зеленых насаждениях», штраф за подобную парковку составляет 5 тысяч рублей. В то же время действия самих гринбомберов можно трактовать как умышленное повреждение имущества. В случае если такие действия повлекли причинение значительного ущерба, активист-любитель газонов и чистоты может сесть на два года (п. 1 ст. 167 УК РФ). Правда если нанесенный ущерб признают незначительным, гринбомбер отделается штрафом в 300-500 рублей (п. 1 ст. 7.17 КоАП РФ).

По материала fontanka ru, cardriver ru, gai ru